Вторник
23.04.2024
09:14
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
 
МБОУ Барандатская средняя общеобразовательная школа
официальный сайт
Главная Регистрация Вход
 Главная »  Школьный музей »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Нужно, чтобы в каждой школе был свой музей, пусть маленький. Люди с детства должны понимать, что есть ценности, которые не имеют цены. Работа музея помогает осознать, чем можно гордиться и жителям Москвы, и жителям сибирской глубинки. А гордость за свою страну это и есть то, что называют высоким словом – патриотизм. Нашим сельским детям необходимо знать историю своего села, потому что мы здесь родились, жили и живем, вся наша биография связана с этим прекрасным краем. Хочется верить, что историю будут изучать и творить наши дети и внуки – продолжатели этой истории. Однако социологические срезы, проведенные в школе, показали, что большинство учащихся в лучшем случае знают о своих бабушках и дедушках, в худшем – только о родителях. Свою более полную родословную составить не смог никто. А ведь человек, не интересующийся своими «корнями», теряет свой внутренний стержень. Результат равнодушного отношения к истории своей малой родины и своей семьи оказался малоутешительным: 70% учащихся после окончания школы не хотят оставаться в родном селе, а 15% готовы уехать из страны, если будет такая возможность. Для того чтобы история села не была забыта, чтобы дети чувствовали «тепло родного очага», видели свою причастность великому народу, великой стране, понимали, что их «малая родина» – достойная часть великой России, и существует школьный музей. Он помогает решать эту задачу и создает музейно-образовательное пространство. В школьном музее, в отличие от классического, можно потрогать экспонаты руками, померить одежду, увидеть себя или своих близких и друзей на фотографиях. Музей нашей школы в 60-е годы существовал как музей Боевой славы, инициатором создания которого была Заслуженный учитель РСФСР, историк Варвара Ильинична Ковкрак. Со временем пришло осознание того, что прошлое – это не только война. Так возник интерес к истокам, к тому, откуда приехали наши предки, как возникли их традиции, обряды, песни, сказы, как селились, устраивали свой быт, трудились. Дети стали приносить попевки, частушки, сказания и легенды (одним словом, русский фольклор) к урокам литературы и русского языка Н. В. Клюевой. А Т.В. Тарасова на уроках труда с учащимися начальных классов стала работать с белой глиной, залежи которой обнаружились в окрестностях села. Появились удивительные игрушки. Для фольклорных праздников под руководством Т.В. Масоловой были разработаны и сшиты детьми костюмы разных регионов России: центральных, южных и северных губерний, брянские, сибирские… Ребята стали собирать предметы старины: утюги, ухваты, самовары, изделия мастериц: кружева, вышивку, вязание. Таким образом, музей существует сейчас как Музей боевой и трудовой славы, истории, культуры и быта села. Наш музей сегодня является одним из лучших в районе. Ценность его не только в богатстве и разнообразии экспозиций, но, прежде всего в сложившейся системе работы. Первоначально на вооружении актива музея были лишь экскурсии и сбор экспонатов. Неэффективность старых форм работы с детьми подтолкнула к разработке новых и к созданию системы музейной работы как части непрерывного образования. Музей ставит перед собой задачу «образования и воспитания культурой» на основе приобщения детей и подростков к их историческим корням, к живому опыту народной культуры через погружение в определённую историко-культурную среду. Сегодня в школе разработаны и осуществляются такие программы, как «Я поведу тебя в музей» (для детского сада и начальных классов), «Прошлое не молчит» (о прошедших войнах и их участниках), «Казаки в истории Сибири» (для 5 – 11 классов), «Прикоснёмся к истокам» (5 – 7 классы), «Основы материальной и духовной культуры народов Сибири» (8 – 11 классы). Названные программы, программы элективных курсов («Народная культура», «История Кузбасса», «Литература Кузбасса»), кружков («Народные игры и забавы», «Околица», «Фольклор», «Волшебное дерево», театр моды «Русские узоры» и др.) представляют национально-региональный компонент в образовательном пространстве школы. В музее функционируют четыре постоянных экспозиции (Внутренний мир сибирской избы, Уголок воинской славы, История родного края, Уголок прикладного искусства и ремёсел) и четыре временных выставки (Народный костюм, Глиняная игрушка, Сельские рукодельницы, Знатные люди нашего села), хорошо отлажена поисковая работа по сбору экспонатов, созданы группы по изучению фольклора и народных промыслов. Среди уникальных экспонатов можно увидеть старые иконы, которые были сохранены жителями села после разрушения церкви (икона Николая Чудотворца, икона Богородицы, икона Вознесения Иисуса Христа), старинные книги на церковно-славянском языке (в том числе Псалтырь), ткацкий станок и т.д.; хранятся даже фронтовые письма, аттестат об окончании школы 1941 года. Вызывает интерес коллекция старых денег. Здесь есть купюра с изображением Александра III, а также старинные монеты. Есть и вещи, созданные руками местных мастериц: ковёр, выполненный Н.Н. Пасько, самотканые дорожки работы М.Г. Мартыновой, кружки, созданные Т.Л. Аристовой и т.д. Кроме подлинных экспонатов, есть ещё и макет крестьянской избы, сделанный нашими учениками на уроках трудового обучения. Если приподнять крышу, то там можно увидеть всё убранство: печь, кровать, буфет, обеденный стол и др. Но музей это не просто подборка мёртвых экспонатов, которые стоят годами и пылятся. Музей – это беседа истории с современностью, а экспонаты – только иллюстрация к этой беседе. Одной из наиболее эффективных форм работы являются музейные уроки. Уроки, проходящие в музее, не только лекции и экскурсии. Это интерактивные занятия, требующие серьёзной творческой подготовки и активности. Формы уроков разнообразны: видео-урок, сюжетно-ролевая игра, турнир, викторина, конференция, практикум, урок-путешествие, урок-презентация и т.д. Их цель превратить ученика из пассивного потребителя информации и авторитетных стереотипов в зрителя-соучастника, сопереживателя и сотворца, развить непосредственное творческое восприятие и научиться суммировать и анализировать как имеющиеся сведения, так и визуальную информацию, и визуальные впечатления. Можно привести в качестве примера такие занятия, которые по сути дела иногда даже превращаются в спектакли или экскурсии для родителей, гостей, жителей села: «Секреты бабушкиного сундука» (для детского сада и группы «Малышок»), «В гостях у моей бабушки», «Берестяная сказка», «Русский рушник», «Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан!» (уроки-практикумы для начальной школы); игра-конкурс «Путешествие из прошлого в будущее» (к 75-летнему юбилею школы); устный журнал, посвящённый 65-летию Московской битвы «Поклонимся за тот великий бой…»; видео-уроки «Наша Вера» (о Вере Волошиной), «Гордимся земляком!» (о Н.И. Масалове); литературно-музыкальная композиция «Ленинградская симфония» (на уроке присутствовали жители нашего села – блокадники); урок-встреча «Похвальное слово казакам»; видео-экскурсии «Здесь Пушкин жил…», «Село моё светлооконное», «Путешествие по Мариинску» (на английском языке), «Моё открытие Томской Писаницы», «Храмы Кузбасса»; праздник «Играй, гармонь! Звени, частушка!», казачий свадебный обряд, обряд «Проводы казака на службу», фольклорные праздники, встречи с ветеранами и т.д. После таких занятий учащиеся пишут сочинения: «Я прихожу в музей, чтобы…», «Зачем мы изучаем прошлое?», «Какие дела наших предков мы продолжаем» и т.д. Многие школьники и школьницы хотят быть экскурсоводами, и мы стараемся не ограничивать детей: попробовать себя в такой роли очень интересно, объявляется даже конкурс, где необходимыми требованиями являются эмоциональность, ясность речи, умение общаться с аудиторией и глубокие знания по теме экскурсии. Наш музей проводит и выездные музейные уроки с использованием мультимедиа средств. Благодаря яркости и эмоциональной привлекательности, презентация является весьма эффективным средством подачи информации, позволяет более адекватно учитывать психологические особенности учащихся. Выездные музейные уроки дают возможность познакомить с нашими экспозициями не только детей, но и родителей, и жителей района. Музейная педагогика способствует решению таких проблем, как: обновление воспитательно-образовательной системы школы, интеграция образовательного процесса, гуманитаризация образовательного процесса, личностное развитие учащихся, гражданско-патриотическое воспитание, профессиональная ориентация, работа с одарёнными детьми, социализация и адаптация учащихся. Все мероприятия и экскурсии способствуют расширению знаний, полученных учащимися на уроках, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных экспонатов. Применение театральных и игровых технологий в музейной работе с детьми позволяет актуализировать прошлое и корректировать его влияние на настоящее. В доброжелательной, неформальной атмосфере музея дети не только приобщаются к истории, но и овладевают навыками общения, сценического поведения, учатся воспринимать язык образов. Музейная педагогика побуждает к поисковой и творческой деятельности. Учащимися и учителями школы, жителями села создано немало исследовательских и творческих работ. Это сборник сценариев «Народный календарь» и методическое пособие «Народный костюм регионов России», получившие Дипломы III степени на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» в 2007 и 2008 годах; «История семьи Ковкрак» и «След добра» об А.И. Пономарёве, представленные на Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия. ХХ век», видеофильм «Старожилы села Большой Барандат»; сборники: «Рецепты обрядовых блюд», «Народные игры», «Устный фольклор села Большой Барандат»; исследования: «Горжусь земляком», «Внутренний мир сибирской избы», «Свадебные обряды и обычаи», «Народная танцевальная культура», «Особенности традиционной культуры сибирского казачества», «История русского сарафана», «Сибирская кухня», «Народная кукла», «Гуманистические традиции в жизни и деятельности педагогического коллектива школы», «Моё село» и др., участвовавшие в районных и областных конференциях, во Всероссийском фестивале «Портфолио». Эти работы награждены районными, областными и федеральными грамотами и дипломами. В музее много кукол (можно уже самостоятельную выставку оформлять) – это куклы-закрутки, нитяные куклы, куклы в костюмах разных губерний России, созданные учащимися школы вместе с учителями в соответствии со всеми требованиями и традицией. Увидите вы в музее и берестяные туеса, подаренные нашим выпускником Николаем Матусовым, замечательные глиняные игрушки, выполненные участниками кружка «Глиняная игрушка» под руководством Т.В.Тарасовой, образцы костюмов разных губерний, сшитых в театре моды «Русские узоры» под руководством Т.В. Масоловой, декоративные доски, выполненные в манере Городецкой росписи, берестяные игрушки, куклы в костюмах российских губерний, созданные учащимися и педагогами школы. Эти работы были представлены на выставках в Тисуле, Мариинске и Кемерово и отмечены наградами. Гости нашей школы часто дарят нам подарки: это картины замечательного кузбасского художника И.И. Филичева, картины В.В. Лакка, З.И. Дубодел, нашего местного художника Б.Н. Мигушова, книги кузбасских поэтов Б. Бурмистрова и С. Донбая, писателя-земляка В. Столярова, писательницы Г. Фелюш, поэта из Белово А. Курицына, поэтессы из Междуреченска З. Дубодел, книга о птицах Кузбасса В. Васильченко, резьба по дереву Атамана Мариинского казачьего округа В.А. Ключерова, берестяные изделия Народного мастера России Ю.М. Михайлова и др. И это обстоятельство способствовало тому, что музей в нашей школе уже повсюду: картины, созданные знаменитыми художниками и нашими детьми, висят в рекреациях, поделки, костюмы – в актовом зале. Мы считаем, что именно это формирует с самого детства духовную культуру ребёнка и воспитывает уважение и любовь к родному краю. У нас много дарителей, которые либо передают в дар экспонаты или организуют временные выставки, как, например, С.П. Овечкин, семьи Лоскутовых, Мигушовых и др. Совсем недавно, после посещения музея, кемеровчане Т.В. и В.А. Цыгальницкие передали нам интересные экспонаты – радиолу ещё 50-х годов и пластинки. У музея много планов: издание сборника сценариев музейных уроков, реализация проекта «Обряды и обычаи нашего села», углубление материала о рабочих династиях, сбор местного фольклора. В моей статье не часто встречается слово «патриотизм», но от частого повторения этого слова патриотизма не становится больше. Только полюбив свою малую родину, можно стать патриотом нашей большой страны, и школьный музей способен многое сделать в воспитании любви и уважения к своей родине, к её истории, а значит, и к самим себе.
Н.В. Клюева
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта