Всероссийский урок Победы. "Катюша - оружие Победы"
Смотреть материалы к уроку
Первое появление в Великой Отечественной войне ракетных установок БМ-13, прозванных впоследствии «катюшами», оказалось для немцев большой неожиданностью. Ворвавшиеся в Советский Союз войска гитлеровской Германии получили много неожиданных и неприятных сюрпризов. Первым было стойкое сопротивление советских солдат. Никто не отрицает, что в первые недели войны в плен попали сотни тысяч наших солдат и офицеров. Но, а кто станет отрицать, к примеру, упорное сопротивление пограничных застав. На их уничтожение Гитлер дал всего 30 минут – а они сражались по нескольку суток, недель, а Брестская крепость сопротивлялась целый месяц, приковав к себе одну из гитлеровских дивизий. Новым сюрпризом было появление перед немцами танков Т-34 и КВ. Никто из немецкого командования не ожидал, что в лапотной России смогут построить настолько передовые научно-технические образцы, на которые была способна военная техника того времени. Очередной же неприятный сюрприз ожидал гитлеровцев в середине июля 1941 года.
Получив телеграмму от Верховного главнокомандующего, предписывающую испытать эрэсовскую батарею, генерал А. Еременко был в недоумении, которое затем переросло в бурный восторг. «Работу» этой батареи стоило увидеть. 14 июля 1941 года в 15часов 15 минут ею был обстрелян железнодорожный узел Орша. 112 ракет, за несколько секунд до этого сошедшие с направляющих, понесли «привет» «дружественным» войскам противника, скопившимся на станции. На железнодорожных путях, которые были забиты немецкими эшелонами, забушевал огненный смерч. Артиллерия и авиация немцев тут же направили свой огонь в район позиций батареи. Однако «катюши» были уже далеко.
На следующий день батарея РС (реактивных снарядов) под командованием капитана Флерова совершила быстрый бросок к городу Рудня, где оборонялись обескровленные советские части. Зная об этом, немецкое командование решило, что для преодоления их сопротивления достаточно небольшого авангарда. Основные же силы были построены в походные колонны с целью вывода их на магистраль между Смоленском и Ярцевым. На этих-то колоннах и продолжили «тренироваться» артиллеристы капитана Флерова. По ним было выпущено 336 тяжелых снарядов. Немцы, после такого удара, два дня вывозили своих убитых и раненых.
Уже в конце июля 1941 года на Западный фронт были доставлены еще две батареи РС, а в течение августа месяца и второй половины сентября еще пять батарей. И уже не только генерал Еременко испытывал восторг, наблюдая за «работой» нового оружия. Внезапное появление и оглушающая мощь огневых валов деморализовывала вражеские войска. Удары «катюш» иногда до такой степени «размягчали» немецкую оборону, что советская пехота не встречала никакого сопротивления во время последующей атаки. Известны случаи, когда гитлеровцы, обезумев от пережитого, бежали по направлению расположения советских войск. В ежевечерней молитве немецкие солдаты молили бога избавить их от ударов «катюш». Высоко оценивали действие реактивной артиллерии также генерал армии Г. К. Жуков, будущий великий полководец, генерал-полковник артиллерии Н. Воронов, а также генерал-майор артиллерии И.Камера.
Кроме грузовых автомобилей, «катюшами» также оснащали водный транспорт - бронекатера и специализированные суда для поддержки высадки морского десанта. Такие установки, предназначенные уже для пуска более тяжелых, 82-мм снарядов, установили на бронекатерах Волжской флотилии, сыгравшей в свое время большую роль во время Сталинградской битвы.
Военная промышленность Советского Союза продолжала наращивать выпуск «катюш» на продолжении всей войны. Если в августе 1941 года по директиве немецкого командования требовалось сразу же докладывать о появлении реактивных установок, то в апреле 1945 года выполнить ее было уже просто немыслимо. К началу битвы за Берлин Красная Армия уже обладала 40 отдельными дивизионами, 105 полками, 40 бригадами и 7 дивизиями реактивной артиллерии. При штурме немецкой столицы они вели огонь со всех направлений. Немцы так ничего и не смогли противопоставить этому оружию. |